elena_tokareva2 (elena_tokareva2) wrote,
elena_tokareva2
elena_tokareva2

Categories:

это не совсем рецензия, но...

Честно говоря. я не очень люблю, когда никому не известные авторы пишут рецензии на книги малоизвестных писателей, неожиданно получивших литературную премию.
Что-то есть в этом искусственное, во всяком случае, неавторитетное.
Перед нами сегодня попытка раскрутить малоизвестного писателя Андрея Волоса, который популяризирует таджикскую культуру, историю и вообще таджикистан, который прет на нас, блин, как на буфет со своими страшными девками, которые рожают в подворотне, со своими дворниками,которые приторговывают наркотой...со своей диаспорой и ее темными вождями, стоящими на жаловании в ФСБ.
Андрею Волосу вручили премию Русский "Букер" за роман «Возвращение в Панджруд», который рассказывает о  таджикском поэте Рудаки, о его печальной судьбе.
Подозреваю, что у этого романа не будет много читателей, если, конечно, издательство или таджикская диаспора не вложит много денег в раскрутку автора. Если этот роман не будут всовывать в почтовые ящики и в пакеты с новогодними благотворительными подарками.
Создать нового Сорокина - цель этой, пока слабой кампании.
Могу сказать, что я и за какие деньги не буду читать этот роман, даже если ему дадут Нобелевскую премию. Потому что я в гробу видела таджиков, таджикскую культуру, таджикскую литературу, таджикскую политику, таджикских дворников и певцов всего таджикского.
На сайте "Свободная пресса" автор (молодой писатель 1987 года рождения)
Иван Шипнигов пишет:
"У Андрея Волоса есть роман «Маскавская Мекка» (он попадал, кстати, в шорт-лист Букеровской премии в 2004 году), где описывается, условно говоря, «таджикское» будущее Москвы в двух вариантах. Первый, где в провинциальном Голопольске по-сорокински реставрировано советское прошлое и происходят всякие ужасы, нам не интересен. Очень актуален, любопытен и остроумен (вообще странно, что в нынешних условиях книга не стала бестселлером) второй вариант. Там в антиутопическом ключе описано будущее автономное государство Маскав (так по-таджикски), где на радость всем произошел синтез мусульманской и европейско-христианской культур и религий. Это, опять же по-сорокински, называется «Слияние», режим веротерпимости. В городе-государстве работают одновременно православная казачья и мамелюкская полиции. В центре богатство и роскошь, на окраинах бедность и грязь — ну, это нам не привыкать. Центр накрыт огромным куполом, над которым всегда светит искусственное солнце, нет зимы и этой всей серой жижи по колено — дворникам, получается, делать нечего, пусть на окраинах наркотиками торгуют.

Не к тому ли мы идем сейчас? Москва традиционно считается отдельным от России миром, уже даже в автобусах официально объявляют, приглашая на работу «жителей Москвы и Российской Федерации» (вот не вру, автобус №811, улица Молостовых — 3-й микрорайон Новокосино). С приезжими что-то надо делать, и не могут ведь они в самом деле ассимилировать нас в себе, захватить и поработить страну и город? И Чингиз, как говорится, не смог, и Наполеон, и Гитлер, и дворник Темир не сможет. Значит, надо как-то жить, привыкать, мириться. Все больше наша действительность похожа на роман букеровского лауреата Андрея Волоса «Маскавская Мекка». Даже казачьи дружины уже понемногу проклевываются.

Обидно, до слез обидно, что у народа с такой древней — спасибо Волосу, что просвещает, рассказывает — историей и богатой культурой сейчас нет представителей, которые могли бы рассказать о себе и своих соотечественниках, удивить талантом, заставить себя уважать, заткнуть рот тем, кто смеет утверждать, что облик человека зависит от его национального происхождения. Какой захватывающий текст мог бы выйти у талантливого человека, который покинул родное солнечное село и приехал в огромный, богатый, накрытый искусственным серым небом город!.. Как хорошо бы мы могли дружить, читать, переводить друг друга. Представьте: торжественный обед, где объявляют лауреата Букеровской премии. Все с достоинством жуют устриц. Взгляды обращены на смуглого человека во фраке, который написал роман «Погружение в Маскав». Спрашивают: чем занимаетесь в свободное время?.. Он, смущенно: дворником подрабатываю".

Если бы было так...тогда кампанию по внедрению мысли о том, что "таджики - тоже люди" можно было бы считать успешно начатой. Но сегодня пропагандистом всего таджикского является опять-таки, русскоговорящий писатель, Андрей Волос. Поэтому реклама всего таджикского как-то не получается. Автор пишет о чем хочет, но читатель тоже читает о чем хочет.
Я, вот, не хочу читать ни про что таджикское, и не буду.

Tags: в гробу
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 17 comments