elena_tokareva2 (elena_tokareva2) wrote,
elena_tokareva2
elena_tokareva2

Category:

Интересно, литература всегда была таким дерьмом, как сейчас?

Довольно показательный скандал разразившийся в литературно-еврейском кругу практически не выходит на широкий простор общественного обсуждения. Просто даже интересно, почему? Ведь этот скандал, связанный с именем известной писательницы Людмилы Улицкой и широко известной в узких кругах женщины-ученой, автора ряда книг мемуарного характера Натальи Рапопорт, очень интересен и значителен. Гораздо интереснее и значительнее, чем очередная идиотская история придурошного инстаграмщика из Молдовы Эдварда Била, который спровоцировал масштабную автоаварию все на том же Садовом кольце, погубив пяток иномарок и как минимум одну жизнь.
Но информиндустрия призвана обсуждать ублюдка из Молдовы и помалкиывать по поводу Улицкой, которая много лет назад присвоила идею, сюжет и даже отчасти текст сценария Натальи Рапопорт о заражении чумой в 1939 году ряда медицинских работников и всех, кто мимо пробегал.
Дело было примерно так. Дочь известного патологоанатома Рапопорта, Наташа, 1940-го года рождения, впоследствии химика, разбирая бумаги отца, наткнулась на записи, сделанные профессором Рапопортом о вопиющем случаи лабораторного заражения чумой другого профессора, Берлина, работавшего в саратовском противочумном институте по созданию противочумной вакцины. Он случайно второпях не надел маску, плотно защищавшую лицо, и заразился чумой. Случилось это накануне его срочного вызова в Москву для доклада высокому начальству о состоянии готовности противочумной сыворотки. Дело было политической важности.
Через пять дней Берлин, после доклада на коллегии наркомздрава умер в больнице. Опытный врач-эмидемиолог констатировал легочную форму чумы...
Папа Наташи Рапопорт делал вскрытие тела чумного зараженного и был в курсе всей жесткой и успешной спецоперации, проведенной НКВД в считанные дни и часы по ликвидации неизбежной, казалось бы, эпидемии в сердце нашей родины.
Наталья Ропопорт, которая пробовала себя в литераторстве, несмотря на то что была химиком, в 1987 году решила написать сценарий, положив в основу эту интересную историю. И один известный также литератор, Юлий Даниэль (люди моего поколения знают пару Даниэль-Синявский, арестованных за издание книги "Суд идет") посоветовал Наталье обратиться как соавтору к более опытной Людмиле Улицкой.
Женщины начали вместе трудиться над казалось бы, беспроигрышным сценарием, однако, Улицкая, овладев материалом, быстро поняла, что соавтор ей ни к чему и отдала сценарий в кинопроизводство под своим именем. Попросту присвоила чужую информацию, сюжет и даже некоторые текстовые наработки, слегка поправив, поменяв имена.
Наталья Рапопорт случайно узнала об этом, и написала протест Председателю комитета по кинематографии. И кинопроизвоство приостановилось на долгие годы.
И вот, спустя тридцать с лишним лет, уже известная писательница, которая в определенных кругах почитается за "совесть нации", непререкаемый авторитет во всем, начиная от половой ориентации детей школьного возраста, включая одобрение новых "авторитетов" в российской литературе, возвращается к теме Чумы и публикует в редакции также известного издательского авторитета, неподсудного никому, глотателя всех и всяческих премий Елены Шубиной так называемую киноповесть "Чума или ООИ в городе". Только под своим именем.
По жанру это веселые приключения Чумы на сталинско-бериевских просторах СССР, под ласковым патронажем НКВД, который гениально разрулил трагическую ситуацию.
Вяло оправдываясь за гадкий поступок, известная писательница объясняет, что время такого сценария пришло, и эта самая бывшая соавторша Наташа не почесалась за всех эти годы предъявить свои права на сюжет.
Но в литературе, как и в науке, вопросы нравственности почему-то всегда стоят на последнем месте. И то, как себя поведет человек, как правило, зависят только от того, проглотит общество очередную гнусь или восстанет против нее.
Сейчас все идет к тому, что проглотит. Уже пошли в ход литературные авторитеты, которые защищают "честнейшую Люсю, совесть нации" и упрекают "лохушку" Наташу Рапопорт, которая не умеет обделывать свои лмитературные делишки.
К тому же, никто не отменял гипнотического воздействия медалей - Улицкая мэтр, она получила когда-то "русского Букера" за скушнейший роман "Казус Кукоцкого", а Наташа - литератор, который медалями не увешан.
Как сказал мне один близкий мне человек, не лезь в это дело, Улицкую до костей обглодают без тебя. Хотелось бы верить. Хотя бы за то, что она пропагандировала учебник полового воспитания для школьников начиная с пятого класса, где рассказывается, как должна идти половая жизнь "у НИХ", то есть лесбиянок, гомосексуалимстов, педофилов и так далее.
Но авторитету все сходит с рук. Авторитет может одновременно считаться иудейкой и православной христианкой, мороча голову своим глуповатым читателям. Авторитет может, будучи "православной христианской" пропагандировать педерастию, авторитет может издавать откровенно слабые книги, которым место на помойке. Как в ее последней книжке рассказов, которая как раз продавалась на Нон фикшн и открывалась рассказом о лесбиянках.
Меня все время не покидает чувство, что Улицкая делает карьеру через литературу. Она четко внедряется в западные тренды, темники, и клебздонит инструкции, слегка одетые в литературную форму.
Вообще, всем, кто еще читает так называемую художественную литературу, пора понять, что критерии качества этой литературы весьма сомнительны. И отрабатываются они не у нас и не тут.
Но хотелось бы обратиться именно к качеству предлагаемого вниманию почтенной публики полусценария-полуповести "Чума или ООИ в городе", которая вышла в издательстве Елены Шубиной в АСТ аккурат в 2020 году.
Это такие "Кубанские казаки" на тему Чумы. Все смеются, улибаются и машут. По замыслу первообладателя сюжета Натальи Рапопорт, чума была куда менее страшной, чем арест и дальнейшая утилизация человека сталинскими НКВД-шниками. И поэтому первоначально сценарий назывался "Не волнуйся, дорогая, это только чума".
Поэтому ничтоже сумняшеся вторая авторица произведения, Улицкая, довела до абсурда эту затею. В сценарии полно комедийных персонажей, присущих сталинскому кинематографу. Это, например, депутат Верховного Совета СССР Анадурдыева, которая вся в медалях, спит на полу в номере-люкс гостиницы "Москва". Через Анадурдыеву как персонажа показана сталинская идея дружбы народов в большой советской стране. Это уже даже не "Кубанские казаки", а "Свинарка и пастух".

Или ремарки типа "звучит бодрая, славная музыка. Кое-кого встречают родственники. Время поцелуев, встреч. Нашлись пропавшие дочки, исчезнувшие мужья и жены". Так описывает великая писательница окончание карантина по чуме и выход из Соколиной горы (старейшая московская инфекционная больница) помещенных на каратин заподозренных в заражении. Хэппи энд. Нежнейшие НКВД-шники под белы ручки привозят домой профессора, делавшего вскрытие первого чумного покойника. Отдают его жене с ласковыми напутствиями...

Конечно, сценарий - это некий полуфабрикат, в нем могут быть дыры, которые в прозе допускают только неопытные литераторы или уже выжившие из возраста профессиональной зрелости. В "Чуме" тоже полно такого. Линия главного героя, врача Майера, который нечаянно заразился чумой в саратовском противочумном институте и привез чуму в Москву, задумывалась как масштабная и что-то выражающая, тут и непонятная жена, которая восемь лет не встает со стула, и тайная любовница Анечка, мать-одиночка, жертвующая собой во имя любви...но не получилось. Вышел просто неудачник, забывший надеть маску. Допустивший преступную халатность. Линия была брошена и не доведена до смыслового плюсика.
Да и вся эта игривая комедия на тему Чумы с большой буквы вызывает большое недоумение. Изначальная сценарная неудача была присвоена опытным литератором Улицкой по какой причине? По причине конъюнктуры? Потому что ковид, эпидемия...и что? У нас нет веселого НКВД, который справился бы за несколько дней с трагедией, готовой разразиться вот-вот. Чего добивались авторы сценария-панегирика НКВД?
Улицкая дала интервью после долгого молчания по поводу "казуса комедии на тему чумы". Но она оправдывалась в основном от обвинений в нечестности. До сути этой комедии дело ни у кого не доходило.
А ведь старую писательницу можно было бы заподозрить в трогательной попытке показать преимущества тотаритарной сталинской системы и оправдании НКВД, который творил не только беспредельщину, но и пользу приносил. Или не так?
Tags: Улицкая, Чума, литература, сценарий
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments