elena_tokareva2 (elena_tokareva2) wrote,
elena_tokareva2
elena_tokareva2

Category:

читаю Дину Рубину

Перед отъездом мне моя подруга подарила книгу Рубиной "Белая голубка Кордовы". Я всегда избегала читать Рубину, потому что впадаю в тоску от Шалом Алейхема и вообще только в хорошем настроении могу читать "еврейскую энциклопедию". Но тут обманулась: первая глава в этой книжке написана замечательно. Предчувствуя увлекательное чтение, я углубилась и была немедленно поставлена на место: уже вторая глава была местечковой энциклопедией, и я запуталась во всех этих дядях Семах,  чекистских комиссарах Захариях, толстожопых Нюсях, которых комиссары привозили из деревни и трахали при наличии живой неебанной  жены. У Рубиной все еврейские мужики - чистые животные, ширинку вообще не застегивают. В процессе описания этой  сексуальной вакханалии Дина Рубина забывает, собственно, о предмете исследования - о совершенно чудесном своем замысле - написать историю ловкого имитатора картин знаменитых старых мастеров, особенно хорошо главному герою удавалось создание картин Эль Греко.
Я-то ожидала подробное исследование на эту, новую для русскоязычной литературы тему. Но то ли у автора перевешивает еврейская тема, и Рубину несет туда, в хорошо узнаваемый по другим писателям местечковый мир, то ли ей не хватало материала для объема романа, но сюжет она теряет по дороге постоянно. Я стараюсь пропускать эти местечковые описания, как всегда пропускаю и описание чудовищного быта русской деревни, если только он не является предметом специального исследования автора ("Матренин двор" Солженицына - это супер). В сущносмти, если бы Рубина была критичнее к себе, то надо было написать авантюрную повесть об этом Захарии, но тогда книжка была бы короче в семь раз. А очередную местечковую историю выделить в отдельное произведение.
Дело не в том, что я антисемитка. Дело в том, что Захарий занимается высокотехнологичным бизнесом - он подделывает картины, знает химию и историю, знает рынок искусства, то есть он вполне цивилизованный господинчик, рисковый, умный международный авантюрист, и не понимаю, для чего надо приписывать ему такой бэкграунд, как все эти ветхозаветные дяди Семы, тети Жуки, тащить это все за ним. Я знаю множество богатых и знаменитых еврейских авантюристов, некоторые из них были моими клиентами, и все они почитают еврейский мир беднейших слоев, регулярно жертвуют на синагогу, но и все: откупаются, одним словом, но время предпочитают проводить на великосветских раутах Европы. Не буду тут называть имена.
Пока не определила для себя причину "народности" Рубиной. Черт возьми, мне и в голову не пришло бы описывать с любовью быт русской деревни, хотя и у меня, и у мужа полно родственников в деревне.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 14 comments