elena_tokareva2 (elena_tokareva2) wrote,
elena_tokareva2
elena_tokareva2

Categories:

Настоящая жизнь подделки подделок

Рецензия.

Дина Рубина «Белая голубка Кордовы». Москва. Эксмо. 2010 год.

 

Роман Дины Рубиной «Белая голубка Кордовы»  относится скорее всего к романтическому жанру, нежели к реалистическому, несмотря на жестко заявленную тему подделок в изобразительном искусстве.

Романтизм во-первых, присущ автору изначально, и он не позволяет ему разделывать на кухонном столе своего жуликоватого героя в соответствии с нормами человеческой морали и бизнеса, которым герой занят. Рубина любит своего героя и придумывает ему оправдания, которые ставит выше уголовного кодекса и корпоративной морали того цеха, в котором герой, Захар Кордовин, достиг немалого положения.

А подвизается этот замечательный человек на ниве экспертиз живописи и считается специалистом по испанскому искусству, а также русскому авангарду, преподает в Тель - Авивском университете и  так далее.

Но, вместо того, чтобы честно исполнять свой профессиональный долг, Захар Кордовин, выходец из  Советского Союза, получивший неплохое художественное образование в Ленинграде, создает преступную группу, которая путем обмана втюхивает наивным русским бандитам, разбогатевшим различными нечестными путями, фальшивых Тицианов, Эль Греко, Фальков и прочих титанов кисти, без которых бандитам сегодня уже не прожить – страсть к искусству их совершенно одолела.

Создать рынок подделок Захару помогает его подружка по художественному вузу, бывшая сокурсница, одесситка Марго, поселившаяся в Испании, которая давно уже в большом почете у русских бандитов наряду с Израилем.

Первая глава романа написана Рубиной так энергично, так классно, с такими указаниями на то, что перед нами классический авантюрный роман о приключениях мошенника, что остается только потирать ручки в предвкушении новых открытий новой актуальной темы – темы искусства как подделки подделок, как абсолютного мошенничества и манипулирования ценностями.

Но не тут-то было. Не тот писатель Дина Рубина, чтобы создать образ беспринципного мошенника, циничного и жадного до денег, - ведь Дина Рубина принадлежит к числу еврейских писателей, которые активно мифологизируют жизнь своих соплеменников. Герой, прежде всего, должен быть несчастным, страдающим субъектом, В романе Дина Рубина пересказала все известные мифы, которые возвеличивают и еврейскую историю, и носителей этноса – а без этого не было бы романтического произведения, а был бы триллер.

Итак, уже вторая глава романа приводит нас в далекое босоногое детство профессора искусствоведения Захара Кордовина, которое проходило в заштатном украинском местечке Винница, в семье его дяди Семы, местного брадобрея.

Романтический образ Кордовина стряпается именно тут из подручного местечкового материала. Во-первых, Кордовин сирота – его отец неизвестен, мать его, по имени Рита (или даже Риорита), тоже незаконнорожденное нагуленное дитя, продолжила славное дело производства безотцовщины и родила Захарушку от как бы (извините, ежели что не так) – несвятого духа своего отца, бравого комиссара НКВД, который заделал саму Риориту своей домработнице Нюсе.

Вот такой двойной бастард этот Захар. К тому же, его мать, эта самая Риорита, трагически умирает от криминального аборта, когда мальчонке было всего тринадцать лет. С тех пор несчастный Захарушка, не пропускающий ни одной юбки, якобы ищет в каждой женщине свою мать, но так и не находит, поэтому все никак не женится и морочит голову сразу множеству женщин. Но…индульгенцию своему герою Дина Рубина  выписала серьезную – мамка умерла, когда подростку так нужна была твердая женская рука. Тут писательница почему-то совершенно упускает роль бабки, этой самой бывшей домработницы Нюси, которая играет в романе какую-то непонятную роль.

Вообще, если судить роман по серьезным меркам, а не по тем, которые у нас сейчас приняты, не по заниженным, то вся семейная тема,  которую нам демонстрирует Рубина, вообще совершенно лишняя в романе. Но отказаться от нее автор не в силах, слишком хорошо она знает эту тему, значительно ближе она, чем тема подделок в изобразительном искусстве. Поэтому постараемся подвести философскую базу под это гетто, где вырастал наш Захарчик – оно, это гетто, с местечковыми родственниками, с городскими  сумасшедшими, с инвалидами войны, и есть та почва, которая питала творческое кредо Захара Кордовина. Но злые советские чинуши от искусства в свое время не дали молодому художнику повторить подвиг Шагала и других, вскормленных простым бытом художников, составивших славу русского авангарда. И Захару не оставалось ничего другого, как выписывать детские впечатления под чужими именами, создавая фальшак, который превосходил по качеству натурель...

Продолжение следует

 

 


Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments