Хочется про другое сказать: тема индивидуального предательства всегда до глубины души волновала меня, еще в школьные годы я зачитывалась письмами князя Курбского Ивану Грозному. В ином человеке индивидуального больше, чем общественного, и он решает, как ему распорядиться своей самостью. Чувство собственного достоинства подсказывает ему, как себя вести. Конечно, такой человек неудобен господствующим множествам и отцам- командирам, как штатским, так и военным. Бывшего главу СПС Белыха кольями забили бывшие товарищи по партии за то, что пошел служить, а не остался орать на заборах.
Ну, позиция князя Андрея Курбского мне была понятна: образованный человек, он решил, что зверства Грозного чрезмерны и потянулся хотя и к уполовиненным, убогим, но все же европейским свободам и ценностям вопреки патриотизму.
Алексей Голубович, предатель ЮКОСа, который давал показания наряду со своей женой Ольгой Миримской, против ЮКОСа, - тоже интересный персонаж, сейчас его прочат на роль главы московского отделения "Правого дела" - вместо сбежавшего Чичваркина.
Мл.сержант Глухов, по своему внешнему виду на борца за индивидуальные ценности не тянет. Но, вот, однако же, потянулся к бытовой культуре. Внешность бывает обманчива.
Каждый случай индивидуального предательства несет в себе одни и те же типологические черты - человек свою личную безопасность ставит выше, чем сомнительную честь "погибнуть за общее дело".
Конечно, российская действительность всем своим тяжелым бытом и общественно-политической обстановкой всячески взывает к подавлению к себе индивидуального уважения. Простому человеку негде даже пискнуть про свои взгляды и чаяния. "Единица - ноль!" Но любое предательство, поход против множества, тоже требует большого мужества и самосознания. Пойти против всех - это сложно. Особенно, для простого человека. Так что не надо спешить однозначно осуждать мл. сержанта Глухова.
Исследуя случай с мл. сержантом Глуховым, следует раздумывать над тем, что даже в мордовской или удмуртской деревне растет новое поколение российских юношей, которые требуют человеческих условий содержания в армии. Это имеет смысл учесть отцам-командирам.
На литературные письма из осетинских окопов рассчитывать, конечно, не стоит, вряд ли Глухов на это потянет, но молодыхм журналистам стоит обязательно съездить в расположение российских войск и описать бытовые условия содержания солдат. Я понимаю, что военачальники будут возражать. Но смысл есть великий в такой командировке.