elena_tokareva2 (elena_tokareva2) wrote,
elena_tokareva2
elena_tokareva2

Categories:

преодолеваю корявый роман "Каменный мост"

Я очень хорошо понимаю, как возникают такие корявые книжки, как "Каменный мост".
 Они пишутся не на одном дыхании, а корявыми руками собираются из бумажек, которые были "журналистским расследованием". Дело в том, что в 1997-1998 годах я сама работала редактором отдела расследований в газете. Это было время расцвета этого жанра в российской журналистике. На этом жанре возбухла ежемесячная газетаа Артема Боровика "Совершенно секретно". Модно было заарканить каких-нить пенсионеров КГБ и доить их известковые от старости мозги, пытаясь выдоить "правду" о сталинском времени. Сталинское время - это такой романтический период для НКВД-КГБ
 Тогда в конце 90-х по редакциям шлялось огромное количество маньячных дедов с пожелтевшими листками воспоминаний в клеенчатых портфелях.
Пройдет каких-нибудь три года и я сама буду печатать всю эту лабуду в "Стрингере", теша пожилую часть читателей, которая так и не прикоснулась к Интернету, вообще к компу, - они ручкой корябали свои правдорубские, никому не нужные статейки.
Но...надо было это пережить.
Некоторые журналисты восприняли всю эту хрень слишком всерьез. У меня тоже такой один работал: он, начав расследование, не мог остановиться, пришлось его уволить, иначе он сошел бы с ума. Я помню, я ему сказала: "Чем глубже ты вглядываешься в безду, тем пристальнее бездна вглядывается в тебя".
Что-то подобное случилось и с Тереховым. Ему жалко было выбросить на помойку все пустые заходы этого расследования - убийства девицы Уманской, хотелось выдоить из него что-то выше бытового уровня. И он сохранил все холостые заходы.
Терехов не писатель. Писатель нещадно себя режет. Он добивается качества. Терехов себя слишком любит. Считает ценным  каждое свое слово.
Я регулярно изучаю пушкинские черновики, и больше всего меня поразило, как он безжалостно резал "Капитанскую дочку", убирая слюнявые места.
Терехов ничего не убирает. Он лепит и лепит горбатого. Делает нелепые связки между главами - эти самые сальные описания своих стремных половых актов с тетками, которые носят засаленные бюстгалтеры с пуговицами, не моют "машу волосатую".
Но главное - не в этом. Главное, что он не смог честно объяснить, зачем его герой, который не имеет зимней обуви и носит дырявые ботинки, семь лет без оплаты занимается этой блажью - расследует старинное убийство номенклатурной девочки. Надо было бы честно препарировать своего героя, который снял офис с секретаршей и бухгалтером ( неплохо было бы представить смету, сколько это стоило) - офис - минимум тысяча долларов в месяц, зарплата сотрудникам, а что он проводил по бухгалтерии? Какую деятельность. И зачем ему был нужен офис? Разве расследовать без офиса нельзя?
 Вот эти нестыковки, наличие ненужных подробностей, и отсутствие нужных подробностей - они и вызывают подозрение в отчаянной графомании.
Но самое печальное - это, конечно, восторженные рецензии профессиональных критиков и второе место на "конкурсе мудаков" , в смысле - на конкурсе "Большая книга".
Именно решение о присуждении этого второго места на конкурсе мудаков окончательно убедило меня, что ремесло романиста угасло, и критики уже принимают за роман просто очень большой ворох бумаги. Многобуков.
Не кажутся мне соблазнительно-умными и рассуждения автора о смерти. Я понимаю, что герой боится смерти - ее все боятся, кроме дагестанских шахидов, но 37-летний мужик, мне кажется, еще не задумывается о ней так прицельно, как наш, видимо, гораздо более старый автор. Это часто бывает: приписать, скажем, тринадцатилетнему подростку переживания тридцатилетнего автора, а пятнадцатилетней девочке - страдания сорокалетней бабы.

Принимаю волевое решение - чтение романа "Каменный мост" прекратить.
Роман вернуть владелице, которая дала мне его почитать.
На Терехове поставить крест.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments