elena_tokareva2 (elena_tokareva2) wrote,
elena_tokareva2
elena_tokareva2

Categories:

Творение "Елена" Звягинцева, конечно, на Оскара не тянет

Посмотрела вчера фильм "Елена" Звягинцева. С Андреем Смирновым в главной роли.
Это очень точное по деталям современное кино про то, что гопники, которые плодятся, как мухи, никогда не станут приличными людьми. И про то, что жадность сильнее ума.
Но, начнем сначала. Помните перестроечное кино "Любовь с привилегиями" с Тихоновым и Полищук в главных ролях? Оно было неряшливо слеплено, украшено всякими желтыми деталями, но тогда и вкусы публики были соответствующими. Сюжет там прост:отставной партийный руководитель, скорее всего, бывший премьер СССР, в санатории знакомится с молодой привлекательной шоферкой, которую играет Полищук. Они оказываются в постели. Пожилой дядька почувствовал себя молодым. Он вызывает женщину к себе в Москву, женится на ней. Одевает в закрытом магазине по каталогам, покупает ей машину и пробует делать ее счастливой. Но шоферша оказывается с секретом: у нее был высокопоставленный папа, и его в сталинские времена пустили в расход. Она подтягивает своего нынешнего мужа к расследованию этой истории и выясняет, что подпись под расстрельным приказом ставил не кто иной, как этот самый ее муж, бывший премьер...
Ну, развод, сопли.
Собственно, определяющими там являются две фразы. Тихонов, который бывшего играет, говорит: "Вы все равно всегда будете зависеть от нас!" А сын шоферши, которого она перетащила в Москву и с помощью Тихонова купила ему однушку в отдаленном районе, где он ютится с семьей, говорит:"Да пошли ты его, мама, в жопу!" Типа того.
То есть трудовой народ, несмотря на бедность, свергает узурпаторов.

Сюжет "Елены" похож как две капли воды. Только  идеология другая.
Утро. Звягинцев долго смакует осенний пейзаж за окном: голые ветки, крупные птицы...Бессмысленно смакует. Он это любит. Это его фирменное. Уже хотелось выйти из зала за попкорном, но тут камера перешла на толстую женщину, которая спала в постели. Ее крупный нос. Толстые ноги. Неаппетитное тело. Звенит будильник. Она тяжело начинает подниматься. Женщине лет 57-58. Она проста, грубой внешности. И когда она начинает ходить по квартире, стоимость которой я навскидку определяю в 2,5 миллиона долларов, а может, и того больше (центр Москвы, дом экстра-класса), сразу начинает закрадываться мысль, что она тут не хозяйка, а домработница.
Но она жена. Богатого человека. Его играет Андрей Смирнов. Понятно, что вторая жена. Неравноправная половина. Обслуга.
Так оно и оказывается. Хитрый пожилой дядька встречает по жизни медседстру, которая ухаживала за ним в больнице, когда у него случился тяжелый аппендицит с перитонитом и помурыжив ее лет восемь, женится на ней. Но, в отличие от Тихонова, который одел Полищук как картинку, и гордится ею, этот дядька жену не одел. Весь ее облик: от простенького халата до полупальто, которое можно запросто подобрать на помойке, до дешевых ботильонов и платка на голове, говорит о том, что она стеснена в средствах.
Короче, у этой медсестры есть сын, который не работает, все время пьет пиво и кушает чипсы, и семья, которая быстро растет: взрослый сын, маленький сын и еще в пузике у жены что-то там зреет. Никто не работает. Живут в районе, куда медседстра ездит на трех-четырех транспортах с пересадкой. То есть машины с шофером у нее нет, а нанять такси она жмется. Она регулярно отвозит троглодитам свою пенсию.
И вот, сын ее просит, чтобы она поговорила с мужем насчет взятки в институт - чтобы внука спасти от армии. Гопники, а в армию не хотят!
Ну, Смирнов посылает жену с этой просьбой далеко. Он говорит, что не намерен содержать ее придурошного сына и его придурошную семью.
Особого внимания режиссера удостоился типаж, который играет Смирнов. Это холеный дядька 65 лет, посещающий фитнес, ездящий на отличной тачке, живущий, по-видимому, на дивиденды от бизнеса. У него дочь. Умная, балующаяся наркотиками, не желающая, в отличие от детей медсестры, "рожать  уродов". То есть социально ответственная девушка. Отец ее содержит.
И вот, с ним случается инфаркт. В спортклубе, где он как молодой выкладывается на беговой дорожке. После этого в бассейн и...в реанимацию.
После выписки домой, жена снова заводит с ним разговор о том, что хорошо бы дать денег на отмазку внука от армии. Он ее посылает и сообщает, что собирается составить завещание. В нем он пропишет, что после его смерти все имущество отойдет его дочери (социально ответственной накроманке), а жене будет прописано пожизненное содержание, некая рента. Сумма не названа. И о ее жилье тоже речи нет.
И тут Елена, главная героиня говорит ключевую фразу, которую цитируют все рекламные ролики: "Почему вы думаете, что вы лучше других?.Потому что у вас больше денег и вещей?" И еще она говорит фразу, как ей кажется, цитирует Библию, хотя она перевирает цитату: "И последние станут первыми".
 На самом деле, в Библии говорится, что "и первые станут последними". То есть Библия про судьбу последних ничего не говорит, она как бы подразумевает, что последние так и останутся на дне. Но туда к ним еще и первые рухнут.
Затем Елена быстро принимает решение.
Ну, тут вы, конечно, догадываетесь. Я, к сожалению, весь сюжет вычислила на первых пятнадцати минутах фильма, потому что сюжет просто взят из "Экспресс-газеты".
Короче, бабуся лезет в медицинский словарь, читает там про свойства виагры, которой пользуется ее супруг, чтобы раз в месяц исполнить свой супружеский долг, и ему, послеинфарктному, замешивает две таблетки виагры в ежедневную порцию лекарств, которые он принимает. Он доверяет жене, поэтому не смотрит, что она ему дает.
Дядька дает дуба.
Медсестра открывает сейф, вытаскивает из него пачку денег и тащит своим родным в мухосранский район, где вечно дымят трубы.
На радостях все выпивают.
Дальше разворачивается симфония гопников. Внук идет гулять с пацанами, ввзывается в драку, где мордует до смерти какого-то "врага". Нет, ничего дальше не разворачивается. Уголовка остается за кадром. Мы видим просто иллюстрацию того, что на осинке не растут апельсинки.
Потом медсестра ловко обувает дочь покойного Катю, которой говорит, что в сейфе у папаши денег вообще не было.
Потом вся семейка медсестры гостит у нее в шикарной квартире и готовится ее перепланировать..."Тут мы сделаем дверь, и у Сашки будет отдельная комната!"
Мораль этого фильма разительно отличается от морали  "Любви с привилегиями". Там пролетарии имеют собственную гордость и посылают проклятых узурпаторов. Тут сын медсестры вообще никакой городости не имеет. Он предлагает выпить "за Володю", который, во-первых, вовремя умер, сделав хорошее дело. А во-вторых, жызнь удалась!
То есть философия гопничества показана во всю ширь. Психология предсмертного брака с медсестрой-домработницей тоже показана исчерпывающе. Смирнов создал образ человека, для которого деньги оказались дороже безопасности. Он даже не раскинул мозгами, что его забитая жена может выкинуть такой демарш после известия о завещании.
В общем, поучительная картина.
Но это не "Оскар".
Малобюджетка!
Снято за три рубля!.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 33 comments