Штука в том, что картин Дали было мало. Я рассчитывала, что будет привезено больше его ранних работ. Вообще, больше всего самого разного. Но много было только графики. И она, эта графика, была мелкая, надо ходить с лупой. Кроме того, все интеллектуальное сопровождение было очень традиционным, консервативным. Когда я была в Испании, посещала Фигерас, то тамошняя экскурсия была намного содержательнее, чем скукоженные комментарии в "пушкинке".
"В 1965 году Дали знакомится с ученицей художественного колледжа, подрабатывающей моделью, девятнадцатилетней Амандой Лир, будущей поп-звездой. Через пару недель после их встречи в Париже, когда Аманда возвращалась домой в Лондон, Дали торжественно объявил: "Теперь мы всегда будем вместе". И в течение последующих восьми лет они действительно почти не расставались. К тому же их союз благословила сама Гала. Муза Дали спокойно отдала мужа в заботливые руки молодой девушки, хорошо зная, что от нее Дали не уйдет никогда и ни к кому. Интимной связи в традиционном смысле слова между ним и Амандой не было. Дали мог только смотреть на нее и наслаждаться. В Кадакесе Аманда провела несколько сезонов подряд каждое лето. Дали, развалившись в кресле, наслаждался красотой своей нимфы. Дали страшился телесных контактов, считая их слишком грубыми и приземленными, а вот визуальная эротика приносила ему настоящее наслаждение. Он мог бесконечно смотреть, как Аманда моется, поэтому, останавливаясь в отелях, они часто заказывали номера с сообщающимися ваннами".
Гала была старше Дали на 11 лет.
"В конце 60-х отношения между Дали и Галой стали сходить на нет. И по просьбе Галы, Дали был вынужден купить ей свой замок, где она много времени проводила в обществе молодых людей. Остаток их совместной жизни представлял собой тлеющие головешки бывшие когда-то ярким костром страсти... Гале было уже около 70 лет, но чем больше она старела, тем больше хотела любви. "Сальвадору все равно, у каждого из нас своя жизнь", - убеждала она друзей мужа, затаскивая их в постель. "Я разрешаю Гале иметь столько любовников, сколько ей хочется, - говорил Дали. - Я даже поощряю ее, потому что меня это возбуждает". Молодые любовники Гала нещадно обирали ее. Она им дарила картины Дали, покупала дома, студии, машины. А Дали от одиночества спасали его фаворитки, молодые красивые женщины, от которых ему не нужно было ничего, кроме их красоты. На людях он всегда делал вид, что они любовники. Но он-то знал, что все это всего лишь игра. Женщиной его души, была только Гала".
Я, в принципе, не поклонница творчества Сальвадора Дали, а уж тем более, не поклонница его эксцентрической личности. Свое искусство он страшно коммерцилизировал. Довел до пошлости. Все эти сувениры с часами ("время течет") меня страшно раздражают.
Но я пошла на выставку, думая "а вдруг?" Но этого "вдруг" не случилось.
Я рассчитывала, что вообще выставка будет больше, содержательнее. Но она маленькая. В Испании я видела гораздо больше.
Лучшее, что я видела из творчества Дали - это его дом в Фигерасе. Это красиво и оригинально.
Кстати, все собираюсь почитать книжку сестры Дали. Может, она что-нибудь зальет про его отношения с Гарсиа Лоркой и с этой самой Гала Элюар.
Кстати, очередь в расположенный рядом с "пушкинкой" зал личных коллекций еще длинее, чем на Дали. Там выставляется Кандинский и Анна Лейбовиц.
Вероятно, это интереснее.
Обе эти выставки работают до 15 января. Поэтому кто не уезжает на новый год, тот может спокойно посетить в новогодние каникулы.