Испытываю двойственные чувства перед феноменом, когда писатель становится критиком. С одной стороны, понимаю, почему это происходит: потому что российский литературный критик выродился как класс. С другой стороны, понимаю и то, что Быков своей горячностью навлекает на себя обвинения в литературной зависти к "молодой поросли". То, что эта поросль - коммерческая, это уже бессмысленно даже обсуждать. Свершилось. Литература за последние пять лет стала отраслью рекламного бизнеса. Известным писателем здесь стать легко. Имеешь деньги - станешь. Поэтому сегодня среди писателей так много бизнесменов, рестораторов, израильских миллионеров, российских банкиров...У мужчины все уже есть, но тщеславие его не удовлетворено. И он считает, что лучший способ его удовлетворить - это издать книгу и отрекламировать ее на улицах.
Известность делается просто: две сотни билбордов на улицах Москвы, и ты в шоколаде. Еще сто пятьдесят тысяч баксов - и твоя книга в приоритетной выкладке во всех магазинах. А там и до рейтингов недалеко. Можно сварганить литературную премию своего имени. Только не надо говорить мне, что если книга говно, то ее, сколько ни рекламируй, никто не купит. Купят-купят, прочтут-прочтут, облизнутся, напишут в ЖЖ, что это супер.
Не надо думать о массах лучше, чем они того заслуживают. Масса - она и есть масса, ей кого навяжут - того она и любит. Не хочешь работать на массу- не работай. Пиши для элиты. А эти ребята будут писать для своего читателя, который будет их читать под пивко и воблочку.
Феномен тех, кого критикует Быков, не в том, что они пишут для массы, а в тех, кто им дает деньги на рекламу их товара. Издательства обычно этим не занимаются. Значит, ребята находят продюсеров, которые вкладываются в их товар, потом вложения отбиваются. Литература - это бизнес, не более того.
Переживать не надо. Общество потребления еще живо. Кризис почти его не затронул. Он даже обострил их восприятие жизни.