elena_tokareva2 (elena_tokareva2) wrote,
elena_tokareva2
elena_tokareva2

Category:

в основе вражды между суннитами и шиитами нет ничего святого

В основе вражды между суннитами и шиитами лежат не религиозные противоречия, а обыкновенная грызня за власть.
С 7-го века эти дебилы не могли договориться. Что свидетельствует об очень ограниченных интеллектуальных возможностях.
"- Раскол мусульман, - рассказывает Кадыр Маликов, - на эти два лагеря произошел ещё в 7  веке в результате борьбы за власть. Тогда в халифате (государстве, созданном Пророком и охватывающем территорию современных Ирака, Саудовской Аравии, Сирии, Иордании, Палестины) правил Али - последний из четырех халифов, считающихся праведными. Спор между мусульманами возник по вопросу передачи власти. Одна группа выдвинула такую теорию власти. Сам халиф Али доводился Пророку, можно сказать, дважды родственником: он был женат на его дочери, а его отцом был родной дядя Пророка. Такую традицию, считала эта группа, надо продолжать: халифами и впредь должны быть потомки Али (а значит, и потомки Пророка) - это будет лучшей гарантией того, что правители будут достойно нести бремя власти. Ведь вместе с кровью Пророка, считала эта партия, халифам будут передаваться и его духовные качества. Эта группа впоследствии и стала называться шиитами - от арабского "шиъат-Али" (партия сторонников Али).
Другая группа настаивала: халифом может быть избран любой достойный член мусульманской общины путем голосования (сейчас этот принцип назвали бы республиканским)  
- ибо так говорил Пророк. Сторонники этой партии впоследствии стали называться суннитами - людьми, которые следуют сунне (сунна - это всё, что говорил Пророк и его последователи).
    То есть, в отличие, например, от христианства (где протестанты откололись откатоликов по религиозным мотивам), раскол в исламе первоначально имел чисто политический характер. Лишь во времена позднего средневековья в противостоянии шиитов и суннитов стал появляться идеологический оттенок. Эти два лагеря стали обвинять друг друга в неправильном понимании ислама, доходило даже до военных столкновений между ними.
    Сегодня шиизм распространен в основном в Иране, Ливане, Ираке (а на территории бывшего СССР - в Азербайджане, где шиитами являются около 60 процентов мусульман).
     Суннизм преобладает во всех остальных мусульманских странах - от Атлантического до Тихого океанов (включая Кыргызстан).
    Различия между шиитами и суннитами существуют и сегодня. Во-первых, чисто теологические. Шииты не принимают часть информации, переданной миру Пророком - поскольку не признают некоторые источники, через которые она передавалась (например, одну из жен Пророка - Айшу). Понятие "сунна" у шиитов также отсутствует, её заменяет "ахбар" - весть о Пророке.
    Ещё одна принципиальная особенность. У шиитов с древних времен в соответствии с их теорией сформировался культ имамов - духовных лидеров, считавшихся потомками Пророка, стоящих над светской властью и контролирующих исполнение ею законов шариата. Так вот, во времена средневековья эта цепь загадочным образом оборвалась. Последний, двенадцатый, имам Мухаммад, ещё будучи отроком, однажды исчез, пропал без вести - ни живым, ни мертвым его больше никто не видел. Шииты верят: Мухаммада спрятал Бог, он живой и до сих пор находится среди людей. Именно этот "скрытый имам" и станет Махди - мессией, лидером мусульман. Согласно исламской эсхатологии (учение о будущем), когда придет Антихрист, Махди для борьбы с ним объединит сначала всех мусульман, а затем и христиан. И вместе с Иисусом (который спустится с небес) они поведут это воинство на Армагеддон - битву против Антихриста, где Иисус и убьет его.
     В исполнении религиозных обрядов между шиитами и суннитами тоже есть различия - всего их семнадцать. Например, пятикратный намаз у шиитов может превращаться в трехкратный (четыре захода на молитву они объединяют в два). Во время молитвы шииты подкладывают под голову поверх молитвенного коврика нечто вроде маленькой плитки из глины: считается, что преклонять голову надо на то, что создано руками не человека, а Бога - то есть на землю. Ещё в текст азана - призыва на молитву - шииты прибавляют несколько фраз, например: "Свидетельствуем, что Али - преемник  Бога после Пророка".

  


Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 38 comments