Всем советую. Я прочитала в Сети все воспоминания участников знаменитой выставки советских авангардистов в декабре 1962- года.
Чтение увлекательнейшее.Никита Хрущов, какая глыба!

Он кричал: "Педарасы! Это же педарасы!" И плюнул в картиру. Нныче в Манеже выставлена была та картине, в которую вождь плюнул. И место плевка обведено...
Говорят, кто ходил на выставку, что, действительно, хотелось плюнуть...
"Штаны с вас спустить надо. Какой это брат? И вам не стыдно? Это юродство, а он говорит это брат. Вы нормальный физически человек? Вы педераст или нормальный человек? Это педерасты в живописи". "Всякое говно понарисовали; ослиное искусство".И напоследок прочитала интервью Геннадия Животова (это карикатурист газеты "Завтра") на эту же тему, но сегодня, когда в Манеже устроили выставку в память о той, где Никита кричал "Педарасы!"
Мне понравилось, что он пишет о том проекте, наверное, потому, что его слова совпадают с моим собственным мнением об этом явлении не как о феномене искусства, а как о чисто политическом проекте: "Сложившийся мировой арт-рынок — закрытая среда, к свободной конкуренции не имеющий отношения, а к эстетике и того меньше. Это биржа, которая обеспечивает некоторые спекуляции, перераспределяя доходы среди игроков, которых, кстати, не очень много, но любит пополняться новыми деньгами исключительно из государственного кармана. Частный заказчик предпочитает «для души» фигуратив. Если речь идет о спекуляциях, о вложении капитала, то он будет следовать моде, но если разговор зайдет о том, что повесить в спальне, то будь уверен, что среди полотен не окажется ни одного, которое ты не увидел бы на Арбате. Потому что арбатские художники «рисуют похоже» и умеют это делать. Люди, которые ценят деньги, ценят профессионализм и ремесло. Их обмануть трудно, поэтому авангард вновь обращается к государству. На это хочется сказать: «Свободные кураторы и комиссары, вы же ждали этой свободы, вы мечтали о частном заказчике. Вот он появился! Так не лезьте теперь в государственный карман!» Лезут. Поскольку с самого рождения СССР авангардист силился стать официальным летописцем страны, воспитателем молодых, гегемоном в эстетике. Авангард крушил и давил всё вокруг, пока сам вдруг не оказался ненужным".